Очень часто руководство компаний относится с недоверием к SEO, как к эффективному инструменту привлечения трафика. Однако это скорее всего исходит из недоверия к аналитическим данным по данному каналу. Сейчас самое время разобраться с этим, чтобы вы не краснели на совещаниях, презентуя отчёты.
Рассмотрим ниже шесть самых распространённых ошибок при отслеживании органического трафика, жертвами которых вы скорее всего стали. Но, тссс… Не волнуйтесь! Я и сам их делал. Поэтому и пишу эту статью.
Конверсия органического трафика слишком хорошая…
Целевая страница не закрыта от индексации
Всякий раз, когда я провожу очередной анализ органического трафика сайта, то обязательно смотрю отчёт по входным страницам. Если сайт содержит очень много страниц, то эта процедура весьма затратна по времени. В этом случае можно просто применить штатный фильтр для отбора тех страниц, URL которых содержит нужное вхождение куска текста целевой страницы. Например, /contacts.
Если увидите, что ваша целевая страница получает входящий органический трафик, то скорее всего вы не исключили её из поля зрения поисковых систем. Обязательно сделайте это! Способов несколько:
- запретить страницу в файле robots.txt
- добавить мета-тэг запрета индексирования в код страницы
- запретить индексацию страницы в CMS.
Так или иначе, но нужно добиться полного исключения органического трафика в целевую страницу. Тем самым исправив данные по уровню конверсии органического трафика.
Контекстный трафик трактуется как органический
Если речь о трафике с Google, то такое происходит в том случае, если вы не связали аккаунты AdWords и Analytics. Это нужно сделать обязательно. При наличии связи весь трафик с контекстных объявлений будет причисляться к каналу CPC автоматически и вам станут доступны очень подробные и полезные отчёты.
Если у вас есть рекламные контекстные кампании в других поисковых системах, таких как Яндекс.Директ или Бегун, то для правильного отнесения трафика с этих кампаний к каналу CPC, обязательно нужно использовать инструмент UTM разметки.
Рассмотрим это на пример целевой ссылки с объявления из Яндекс.Директ:
media-bridge.ru/sozdanie-saitov?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=sozdanie-saitov|705275596&utm_term=создание-корпоративного-сайта
Секция “utm_medium=cpc” как раз и сообщает Google.Analytics о том, что трафик по такой ссылке нужно отнести к каналу CPC, а не трактовать его как органический.
Для контроля за правильным распределением в ГА трафика по каналам, постоянно (минимум, раз в месяц) отслеживайте графики сессий или конверсий в разрезе каналов. Если увидите существенные скачки или провалы по какому-то из каналов, то копайте в поисках причины. Возможно, что нерадивый менеджер по рекламе забыл применить UTM-разметку для новых объявлений в Яндекс.Директ.
Уровень конверсии с органики не впечатляет…
Нет кода аналитики на входной странице
В идеале, код отслеживания аналитики должен быть на каждой странице сайта. Наличие важных страниц без установленного кода аналитики приведёт к занижению многих показателей в отчётах (число просмотренных страниц за сессию, например) и произойдёт перераспределение конверсий между каналами. Как же так, спросите вы? Предположим, что у вас есть хорошая посадочная страница, получающая приличный органический трафик, но на ней кода аналитики. Если произойдёт факт конверсии после перехода с этой страницы, то эта конверсия будет отнесена к каналу “прямой трафик”.
Контролируйте данную проблему аналогично вышеупомянутым методом. Сравнивайте графики органики и прямого трафика.
В дополнении к этому вы можете проверять все страницы сайта на наличие кода отслеживания специальными программами-пауками, умеющими обнаруживать страницы, удовлетворяющие специальным условиям. В нашем случае, ищем те, которые не содержат кусочка кода отслеживания.
Неучтённый органический трафик (PDF)
На некоторых сайтах размещается много файлов в формате PDF, которые прекрасно индексируются поисковыми системами. В случае хорошей релевантности, эти файлы могут получать неплохой трафик их органического поиска. Так как нет никакой технической возможности установить код отслеживания в эти файлы, то все возможные конверсии по данному трафику снова будут отнесены к каналу прямого трафика.
Выход из этой ситуации один – делать HTML-версии этих файлов и встраивать их в структуру сайта.
Поисковый трафик трактуется как реферальный
Это – достаточно редкий случай, который я наблюдал и раскусил после долгого исследования. У одного заказчика резко просел органический трафик с Гугла с мобильных устройств. Выяснилось, что заказчик установил на сервер сайта специальный модуль, который при попытке перейти с мобильного устройства на их сайт, подменял обычную версию сайта на специальную версию без установленного кода аналитики. В этом случае снова все конверсии отнеслись не к тому каналу.
Неверная настройка цели
Настройка целей в Гугл.Аналитике это не та процедура, к которой следует относиться небрежно. Неверно выбранный тип соответствия регулярному выражению может привести к фиксации целей в тех случаях, когда это не является реальной целью.
Самым надёжным вариантом настройки я признаю “точное соответствие URL”. Если такое невозможно, то лучше применить соответствие регулярному выражению.
Так или иначе, смотрите внимательно на то, чтобы настройка фиксации вашей цели строго соответствовала конкретной странице и не происходило ложных срабатываний.
Если у вас есть сложности в понимании технических деталей настройки аналитики, то лучше обратитесь к опытным специалистам. Сэкономите время и получите 100% правильную модель статистических данных, которая позволит вам принимать верные решения.
Счастливого отслеживания!
Понятно, что перечень проблем при анализе органического трафика не исчерпывается вышеперечисленными. Однако, я сталкиваюсь с вышеперечисленными чаще всего. И устранение их существенно улучшает картину. После этого вы можете смелее выступать с докладами на совещаниях. Удачи!